RU  EN  FR
О проекте

О проекте

На протяжении длительного времени человек использовал природные ресурсы, не задумываясь о последствиях: согласно докладу «Живая планета», 75% земной поверхности свободной от льда уже претерпело значительные изменения, воды всего Мирового океана загрязнены, с начала XVIII века более 85% водно-болотных угодий были утрачены, на протяжении миллионов километров течение рек изменилось.

Сокращается биоразнообразие, редкие виды животных и растений исчезают, уступая свое место человеку, — уничтожаются места их обитания, им угрожает браконьерство и незаконная торговля. Теперь к этим угрозам добавляется и изменение климата, от которого страдают, в первую очередь, обитатели полярных регионов: белые медведи, северные олени. Неумолимо растет глобальный экологический след человечества: по оценкам экспертов, для обеспечения потребления сегодня нам требуется уже более полутора планет.

Однако развитие цивилизации неизбежно, и наша надежда на благополучное будущее — в изменении отношения к ведению хозяйства, к структуре глобальной экономики, в использовании достижений технического прогресса на благо природы, а не во вред, и, наконец, в активном вовлечении каждого в защиту окружающей среды.

Важно понимать, что в какой бы точке своего развития ни находилась экономика, переживает ли она расцвет, кризис или стремится к стабильности, лучшее время для того, чтобы заняться окружающей средой — сейчас. Сейчас или никогда.

Михаил Бабенко
директор программы «Зеленая экономика» WWF России,
руководитель проекта «Люди — природе»

Экологическое искусство

Экологическое искусство объединяет сегодня большое количество разнообразных практик, которые охватывают эстетическую, научную политическую и социальную сферы.

Экологическое сознание существует в различных формах с незапамятных времен. Люди всегда поддерживали тесные отношения с природой. В XIX веке, на фоне промышленной революции, экологическое сознание зарождается как форма культурной и интеллектуальной оппозиции. Внимание к проблемам окружающей среды возрастает в XX веке, когда в обществе потребления становится нормой перепроизводство, при котором чрезмерная эксплуатация ресурсов является правилом.

Начиная со второй половины XX века почти все области художественного творчества озабочены экологическими вопросами, реагируя на методичное и планомерное разрушение окружающей среды. Первым произведением экологического искусства считается скульптура Исаму Ногути «Истерзанная земля» (1943, Нью-Йорк). Новые исследования в этой области появляются с 1970-х годов, но только в XXI веке экологическое искусство становится полноправным течением современного искусства.

Существует три типа практик экологического искусства: документация, социально-политическая акция и прикладное исследование.

Произведения первого типа свидетельствуют о проявлениях экологического кризиса, истощении ресурсов, разрушении экосистем и их последствиях для общества. Этот подход охватывает широкий спектр документальных практик: наблюдение, опыт, полевые исследования.

Искусство, которое воздействует на системы, лежащие в основе экологического кризиса, пытается преобразовать их путем художественного действия, носящего политический и социальный характер: деколонизация, социальная скульптура, локальные и глобальные акции, вмешательство в правовые системы с целью признания экологических прав или преступлений.

Прикладное исследование направлено ​​непосредственно на сохранение и восстановление экосистем. Это искусство основано на таких принципах работы, как экономия средств, использование материалов с низким уровнем воздействия на окружающую среду, изобретение новых материалов или возрождение естественной среды. Речь может идти об охране и реинтродукции видов, восстановлении ландшафтов, ревалоризации заброшенных территорий. В этой области наблюдается интенсивное и продуктивное сотрудничество художников с научными лабораториями.

Таким образом, экологическое искусство возрождает связь с природой и строит межвидовой диалог на новом уровне. Инклюзивное по своей природе, оно находится в постоянном взаимодействии с гражданским обществом, учеными, системой образования, природоохранными организациями. Это искусство — один из способов защитить свободу и красоту мира, если мы хотим, чтобы он продолжал существовать.

Ольга Киселева
директор Международного института науки и искусства
профессор экологического искусства
Сорбонна